Государственное учреждение образования "Средняя школа № 45 г. Могилева"
Родителям

Автоматизация звуков – помощь родителей!

 

 



ГРАФИК РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ ПУНКТА КОРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №45 Г. МОГИЛЕВА» В 2023/2024 УЧЕБНОМ ГОДУ

 

 



График работы психолого-медико-педагоческой комиссии

 

 



Документы для комиссии

 

 



Подготовка к обследованию

 

 



График проведения консультаций учителями-дефектологами классов интегрированного обучения и воспитания государственного учреждения образования «Средняя школа №45 г. Могилева» в декабре 2023/2024 учебного года

 

 



График проведения консультаций учителями-дефектологами пункта коррекционно-педагогической помощи государственного учреждения образования «Средняя школа №45 г. Могилева» в декабре 2023/2024 учебного года

 

 



Сведения об учителях

 

 



Функционирующие классы

 

 



Памятка родителям и учителям для прохождения медико-психологического обследования учащихся

  1. Получить характеристику, составленную учителем совместно с дефектологом и психологом, заверенную у директора. В 2-х экземплярах

  2. Подготовить письменные работы по письму и математике, иллюстрирующие характер ошибок ученика

  3. Взять направление на прохождение IQ-теста у психиатра в поликлинике по месту проживания

  4. Записаться на прохождение IQ-теста тел.:71-11-61 г.Могилев,просп.Витебский, 70

  5. Получить заключение психиатра в поликлинике по месту проживания

  6. Получить выписку из мед. документов у участкового педиатра

  7. Записаться на прохождение комиссии в ЦКРОиР тел.:74-24-96, 74-40-45, г. Могилев, Днепровский бульвар, 12

  8. Пройти комиссию и получить заключение, рекомендующее обучение в классе интегрированного обучения и воспитания

  9. Предоставить заключение в школу

    Если у вас возникли дополнительные вопросы, вы можете обратиться по номеру +375 29 742 38 76, +375-33-659-52-97


С 1 сентября2023/2024 учебного года на базе ГУО «Средняя школа №45 г. Могилева» функционирует пункт коррекционно- педагогической помощи и 4 класса интегрированного обучения и воспитания для детей с трудностями в обучении, интеллектуальной недостаточностью и нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. В учреждении образования созданы необходимые условия:
  • пандусы,
  • поручни у пандусов,
  • электрические подъёмники и лифты,
  • интерьер и технологическое оборудование,
  • двери (просвет более 0,9 м),
  • сантехническое оборудование,
  • съезды и пониженные бордюрные камни.

Свою деятельность осуществляют 7 учителей – дефектологов:
  1. Карпеченко Татьяна Анатольевна
  2. Романенко Ольга Михайловна
  3. Прокопова Снежанна Александровна
  4. Минина Анастасия Александровна
  5. Сахарова Ольга Валерьевна
  6. Ходорова Елена Викторовна
  7. Власенко Марина Александровна

Педагоги тесно сотрудничают:
  • со специалистами Могилевского городского центра коррекционно - развивающего обучения и реабилитации (http://ckro.of.by),
  • с методистом отдела по образованию администрации Ленинского района г.Могилёва (http://lenadm-mogilev.gov.by/ )
  • с педагогами вспомогательной школы (vspomshkola@tut.by)
  • с педагогами специальной школы (http://speceduschool.mogilev.by/index.php/en/ )

Интегрированный класс: актуальные вопросы

      «Нам рекомендовано обучаться в интегрированном классе», - зачастую родители произносят эту фразу с полным отчаяньем и обреченностью.

       Давайте рассмотрим, что же такое интегрированное обучение в современной школе; какие «бонусы» вы получаете, переходя в интегрированный класс, и с чем вы столкнетесь в будущем.

     Необходимо отметить, что большинство интегрированных классов, действующих в школах, предназначены для детей, испытывающих трудности в обучении. Эти трудности могут иметь разную первопричину и носить различный характер. У кого-то – проблемы с чтением, у кого-то – со счетом, у кого-то – с письмом, а иногда так случается, что проблема комплексна.

      Что же представляет собой интегрированный класс? Это небольшая группа детей (до 6 человек), которые обучаются по специальной программе. Ежедневно дети посещают занятия по общеобразовательным предметам (русский и белорусский язык, математика, человек и мир), которые для них проводит учитель-дефектолог. Также программой предусмотрены коррекционные занятия от 2-х до 4-х раз в неделю. Для каждого интегрированного класса организовывается психолого - педагогическое сопровождение, в рамках которого с учениками дополнительно проводит занятия психолог.

       Программа интегрированного обучения на этапе начальной школы предусматривает 5-летний срок получения образования. Таким образом, если ребенку рекомендовали после первого класса программу для детей с трудностями в обучении, то он перейдет во второй класс и продолжит учиться уже по другой – специальной программе. Этот класс закрепляется за 1-ым классом, обучающимся по общеобразовательной программе. Отсюда зачастую складывается неверное представление, что ребенок «остается на второй год».

       Оказавшись в интегрированном классе, ребенок, по сути, получает индивидуальный план обучения и программу коррекционных мероприятий. Что является безоговорочным благом для ученика. Именно в условиях интегрированного класса сложится ситуация усиленного контроля и помощи со стороны педагога. Вовремя смогут быть замечены и скорректированы возникающие или имеющиеся трудности. Если так сложилось, что от педагога вам поступило предложение обучаться в интегрированном классе, то постарайтесь в первую очередь увидеть в этом положительную сторону. Ведь каждый педагог ставит целью своей работы - помощь ученику!

Учитель-дефектолог Карпеченко Т.А,

ГУО «Средняя школа №45 г.Могилева»



 
На базе Могилёвского городского ЦКРОиР (http:// ckro.of.by) с согласия и в присутствии законных представителей проводится психолого-медико-педагогическое обследование детей с особенностями психофизического развития.
Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы:
  • Выписка из медицинских документов (форма 1 мед/у-10) - от педиатра;
  • Медицинская справка о состоянии здоровья с указанием наличия либо отсутствия психиатрического учета (форма 1 здр/у-10) - от психиатра;
  • Психолого-педагогическая характеристика из учреждения образования, в котором обучается ребенок;
  • Образцы письменных работ по языку и математике - для школьников, образцы творческих работ (рисунок) - для дошкольников;
  • Заключение ЦКРОиР (если ребенок обследовался ранее в ЦКРОиР);
  • Копия свидетельства об инвалидности (если ребенок-инвалид);
  • Копия заключения ВКК (если ребенок нуждается в обучении на дому).

Консультирование детей с особенностями психофизического развития и их законных представителей на базе Могилевского городского ЦКРОиР
Пятница 15.00-17.00

Игры по развитию звуко – буквенного анализа и синтеза

  1. «Назови 1-й звук в слове»
    Вариант 1: вы показываете картинки, а ребенок называет 1-й звук.
    Вариант 2: вы бросаете ребенку мяч и называете слово.
    Вариант 3: вы находитесь дома (в автобусе, на улице, в лифте и т.д), попросите ребенка называть окружающие вас предметы и выделять 1-й звук, а можете делать это по очереди.
    а) Начинать занятия следует со слов, начинающихся с ударной гласной, типа Оля, Аня, окна, уши, эй, Ира, ослик (но не е, ё, ю, я) и т.п.
    б) Затем переходим к словам, которые начинаются с двух согласных типа слон, крот, трава, стул, гром, хлоп, врун и т. п.
    в) После этого выделяем согласный, стоящий перед гласной: мак, луна, Вова, сумка...
  2. «Придумай слово на звук...»
    Вариант 1: Называете звук, но не бэ, тэ или эр, а кратко: п, р, м...
    Вариант 2: Показываете букву (если ребенок знает буквы) магнитного алфавита, разрезной азбуки, пишите, чертите на песке, на манной каше, а ребенок придумывает слово.
    Вариант 3: Показываете картинку или называете слово, ребенок выделяет 1-й звук и придумывает на него свое слово.
  3. «Звукоедик съел 1-й звук в слове, верни его»
    Вы: «Тул», ребенок: «Стул» (слова из задания № 1, пункты а, б).
  4. «Сколько звуков, сосчитай»
    Анализируем ряд гласных: ао, уэ, ауо, уэаы, аоуэы.
    Вариант 1: вы называете цепочку гласных, а ребенок выкладывает столько фишек, счетных палочек, конфет и т.п., сколько звуков названо.
    Вариант 2: вы называете, ребенок выкладывает буквы разрезной азбуки или магнитного алфавита (если ребенок знает буквы).
    Вариант 3: ребенок считает звуки в уме. Анализируем закрытые слоги типа эй, ус, ох, ам, эх, оп, ап, ас, ух, им, он...
    Варианты как при анализе ряда гласных.
  5. «Назови последний звук в слове»
    Начинаем со слов, которые оканчиваются на глухой согласный или на м, л, н, р, й.
    Например: нос, лук, дом, кот, бак (сначала слова должны быть короткими, постепенно можно предлагать слова подлиннее), мотор, пенал, Борис.
    Переходим к словам, заканчивающимся ударным гласным: окно, жара, шары, кольцо, коты, кенгуру, полоса.
    Варианты: по картинкам, с мячом, с использованием букв из азбуки.
  6. «Назови гласные»
    Выучите гласные буквы: а,о,у,э,ы,и,е,ё,ю,я. Они тянутся и поются, поэтому их и назвали гласными, от слова голос.
    Вы называете слово, а ребенок называет гласные. Начинаем со слов с одной гласной: рот, пух, сом, шар, затем, с двумя - тремя: лапы, дубок, Нина, круги, малина, малыши. Избегайте слов с гласными 2 – го ряда: е, ё, ю, я.
    Варианты: по картинкам, с мячом, с использованием букв из азбуки, письмо на различных поверхностях.
  7. «Подбери слово»
    Вы готовите на листе бумаги 3 схемы (можно оформить в виде домиков, кошельков, корзин): уи, иа, аы. Вот три домика, нужно расселить в них слова. Называете слово, а ребенок говорит, в каком домике живет: руки, лиса, шары, лапы, гуси, круги, крабы и т.п.
    Вы готовите на листе бумаги 2 схемы: аиа, уаи.
    Говорите слова: кулаки, малина, судаки, тумаки, машина, Галина, булавки.


Одиннадцать простых советов дефектолога родителям

  1. НАЧНЕМ С ВАС
    Даже если вы молчаливы от природы - всё равно говорите с малышом. Ребёнок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами!
  2. ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДОВ
    Озвучивайте любую ситуацию - но если вы видите, что ребёнок видит и слышит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребёнок чрезмерно активный. Если ваш ребёнок плохо и мало говорит, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
  3. ГОВОРИТЕ ЧЁТКО
    Говорите чётко, внятно проговаривая каждое слово. Дети чутки к интонации; каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.
  4. НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ
    Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребёнка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
  5. В СОЮЗЕ С РЕЧЬЮ
    Если вы видите, что ребёнок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз - коротко, чётко, выразительно.
  6. СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЩЕНИЮ
    Поддерживайте желание ребёнка вступить с вами в контакт, его стремление общаться! В те моменты, когда вы говорите с ребёнком, исключите другие раздражители (громкую музыку, телевизор) и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя.
  7. УЧИТЕ В ИГРЕ
    Учите детей диалогу. Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребёнку надо ответить на вопрос, обратиться к вам, добавить, продолжить предложение. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.
  8. НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ ЕГО ЖЕЛАНИЙ
    Некоторые родители пытаются угадать желания своего малоговорящего ребёнка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В этом случае у ребёнка нет необходимости произносить что-либо - достаточно просто посмотреть, протянуть руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребёнка на стадии жестового обращения. И хотя жест - это тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне.
  9. ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ РЕЧИ
    Обратите внимание на развитие мелкой моторики - точных движений пальцев руки. Она, эта моторика, тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, игры с мелкими предме-тами - всё это поможет развитию речи; а в будущем - и письму.
  10. БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ
    Если ваш ребёнок неверно произносит какой-либо звук, не сердитесь. Тут же повторите слово правильно, стараясь перехватить взгляд ребёнка. Возможно, он сможет повторить за вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы ! Он учится на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с вашим. Он обязательно повторит за вами, когда придёт время.
  11. ЧАЩЕ ХВАЛИТЕ
    Не забывайте радоваться его успехам, чаще хвалите своего ребёнка!


Что делать, если ребёнок не хочет учиться?

Большинство родителей хотя бы раз в жизни сталкивались с ситуацией, когда их ребенок не хочет делать домашнее задание. Но на этом проблемы не заканчиваются – учебная программа дается школьнику с трудом, он не всегда понимает новую тему, не запоминает правила. Что же делать в подобных ситуациях?
По мнению экспертов основными причинами отказа от обучения являются:
  • Проблемы со здоровьем;
  • Неподходящий распорядок дня (например, трудно вставать утром);
  • Хроническая усталость, стресс;
  • Ссоры с одноклассниками;
  • Конфликты с педагогом или антипатия к педагогу;
  • Неинтересные предметы (скука);
  • Лень.
Для начала исключите как причину проблемы со здоровьем. Гиповитаминоз, усталость, переутомление или стресс могут стать причиной неуспеваемости в школе. При гиповитаминозе необходимо дать организму недостающие витамины и микроэлементы. Восполняйте их недостаток у вашего ребенка правильным питанием. Больше овощей, фруктов в любом виде. Попросите участкового педиатра назначить вашему ребенку курс приема витаминов. Не стоит заниматься самолечением и покупать препараты на свое усмотрение, поскольку такая тактика может только навредить, как результат – гипервитаминоз или более серьезные проблемы.
Важен распорядок дня. Засыпать и просыпаться ребенок должен примерно в одно и то же время. Небольшие поблажки в виде лишнего часика для игры – только в выходные. По тому же правилу должно быть организовано питание, отдых, учеба. Правильный распорядок дня не только напрямую благотворно влияет на самочувствие, но и приучает ребенка к дисциплине.
Следите, чтобы у ребенка не было ненужных ему нагрузок. Как умственных, так и физических. Устраивайте ему разумный перерыв для отдыха между занятиями. Не взваливайте на еще не сформировавшегося человечка кучу дополнительных занятий в различных секциях. Оставьте только то, чем ребенок действительно хочет заниматься.
Интернет. В нем размещается огромное количество ненужной, а часто и опасной для детской психики информации. Строго контролируйте «дружбу» ребенка с компьютером. Следите, в какие игры дети играют, некоторые могут провоцировать агрессию.
Стресс. Он тоже может быть причиной ухудшения успеваемости ребенка. Важно сначала понять причину стресса, а затем делать выводы и принимать меры. Разговор не должен выглядеть спланированным: заговорите с ребенком о школе между прочим, расскажите ему о своих школьных временах, опишите одноклассников и учителей, пусть он сравнит ваш рассказ с ситуацией в его школе.
Нужно со всей серьезностью отреагировать на возникшую проблему, даже если вам она кажется очень примитивной. Никогда не высмеивайте и не приуменьшайте проблемы детей, таким образом вы можете отбить у них желание делится с вами. Очень важно дать понять своему ребенку, что вы готовы помочь ему в любой ситуации.
Ссоры с одноклассниками. Наиболее распространенная реакция многих родителей – физическое наказание за драки. Но такое наказание не устраняет самой причины конфликта, ребенок становится более скрытным и осторожным, чтобы его не наказывали в будущем.
Нужно принять чувства ребенка, узнать, почему он так поступил. Потом указать способ правильного поведения, высказать личное мнение, без оскорблений личности. Затем нужно выразить свои ожидания, например, что ребенок сделает выводы и больше не будет вести себя подобным образом. Также нужно вместе подумать, как можно исправить ситуацию, например, предложить альтернативу драке, подсказать, как разрешить спор словами.
Конфликты с педагогом. Многим родителям проще игнорировать чувства ребенка, автоматически становясь на защиту репутации учителя. Другие, наоборот, соглашаются с мнением ребенка, разрешая ему нелицеприятно отзываться о старших. Последнее допускать категорически нельзя, поскольку учитель должен быть авторитетом для школьника, в обратном случае, ребенок будет считать, что все, о чем рассказывает учитель – не важно и не нужно.
Важно разобраться, в чем именно состоит конфликт между учителем и вашим ребенком. Чаще всего эти проблемы односторонние: школьник обижается на строгое, но справедливое замечание или плохую оценку. В таком случае нужно просто помочь ему выполнить справедливое требование учителя или помочь с уроками. Если же проблема со стороны учителя – он несправедливо занижает оценки или ругает, – вам нужно поговорить непосредственно с ним. Не нужно пытаться стать на чью-то сторону, важно справедливо решить конфликт.
Лень. Совершенно точно не надо бороться с ленью с помощью ремня, лишения прогулок и других карательных мер. Также не стоит заставлять ребенка, постоянно напоминая ему об учебе. Иначе нежелание учиться может перерасти в отвращение к школе и труду вообще, а также к вам лично.
Если уговоры и никакие другие стимулы не действуют, вам может помочь материальная мотивация, ведь взрослые тоже работают не бесплатно. Еще лучше, если вы научите ребенка самого создавать себе стимулы и назначать награду – это ему поможет в жизни.
Самым распространенным методом работы с ленивыми учениками является совместное выполнение домашних заданий. Но надо понимать, что помогать с уроками можно лишь в самое первое время, чтобы научить детей приемам организации труда. В дальнейшем роль родителей сводится к проверке и помощи в случае каких-то затруднений. Если первоклассник неорганизованный, не в состоянии собой управлять, вы можете сидеть рядом, занимаясь какой-то своей работой и приглядывая за ним. Взрослый должен понимать, что его цель свести опеку к минимуму.
К концу первого школьного года все дети должны уметь готовить уроки самостоятельно. Ваша задача – ненавязчиво контролировать ребенка, подсказывая ему и направляя в нужное русло. При правильной организации учебного процесса школьник будет с радостью посещать школу, старательно выполнять домашние задания и радовать вас хорошими отметками.


Консультация «КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ?»

Многие родители не задумываются над этим вопросом - общение происходит само собой, им довольны и родители, и дети. Пока. Но есть взрослые, которые уже осознали огромное значение стиля общения для развития личности своего ребенка.
Экспериментально доказано, что если малыш получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, он плохо развивается не только психически, но и физически: не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Однако, как пища может быть вредной, так и неправильное общение может вредить психике ребенка, его эмоциональному благополучию и скажется впоследствии на его судьбе.
Как же правильно общаться со своим ребенком? Вопрос этот сложен и прост одновременно. Сложен потому, что на наш стиль общения влияет очень много факторов, большинство из которых нами не осознаются. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психике ребенка еще в дошкольном возрасте. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают детей так, как их самих воспитывали в детстве. В то же время способ нашего взаимодействия с ребенком зависит от моды в обществе на определенные педагогические идеи, от нашего ближайшего окружения - родственников и друзей, от стиля общения между другими членами семьи, от возраста родителей, от условий быта, и от многих других причин.
И все-таки, общаться с ребенком просто. Потому что не всегда, но часто этот процесс приносит радость. А чтобы общение всегда было полезным и взрослому, и ребенку родителям, можно использовать несколько правил.

Правило 1

Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.
Нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: "Если ты будешь хорошим мальчиком, то я буду тебя любить". Или: "Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь…(лениться, грубить, драться), не начнешь (слушаться, убирать игрушки)." В этих фразах ребенку сообщают, что его принимают условно, то есть любят, "только если…". Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры и внедряется в сознание с детства. Причина оценочного отношения к детям - вера в силу награды и наказания. Похвалишь ребенка - и он укрепится в добре, накажешь - и зло отступит. Но на деле получается, что чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Потому что воспитание - это не дрессура, а родители существуют не для того, чтобы вырабатывать условные рефлексы.
Безусловное безоценочное принятие - это удовлетворение одной из фундаментальных человеческих потребностей - потребности в любви, в принадлежности, в нужности другому. Эта потребность удовлетворяется, когда мы сообщаем ребенку: "Как хорошо, что ты у нас родился", "Ты мне нравишься", "Я люблю, когда ты дома", "Мне нравится делать это вместе с тобой." Подобны этим сообщениям и "бессловесные" формы принятия: взгляды, ласковые прикосновения, позы и жесты. Психологи говорят, что 4 объятия в день просто необходимы ребенку для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Мы далеко не всегда следим за своими обращениями к детям. А дети буквально понимают такие наши фразы, как: "Ты меня в могилу сведешь", "Ты постоянно мне мешаешь", "Как я от тебя устала", "Как мы были счастливы в молодости, до твоего рождения", "Я всем пожертвовала ради тебя".Чем чаще родители раздражаются на ребенка, одергивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к мысли: "Меня не любят". Доводы типа: "Я же о тебе забочусь" или "Ради твоей же пользы" дети не слышат, т.к. для них тон важнее слов. Если обычно тон родительского голоса сердитый, строгий, то ребенок ощущает себя плохим, "не таким", несчастливым.
Значит ли это, что родители никогда не должны сердиться на своего сына или дочь? Нет. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Обратим внимание на
Правило 2
  1. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
  2. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были.
  3. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим: иначе оно перерастет в неприятие.
Родителям мешает принимать своего ребенка настрой на воспитание, который выливается в требованиях, критике, напоминаниях и нотациях, в борьбе за послушание и дисциплину. Но дисциплина должна возникать не до, а после установления добрых отношений, и только на базе их. Воспитательный настрой может быть связан со стремлением компенсировать свои жизненные неудачи, не осуществившиеся мечты или желанием доказать всем свою незаменимость или "тяжесть бремени родительского долга".
Другая причина, мешающая безоценочному принятию, - неосознаваемое эмоциональное отвержение. Например, родители не ждали ребенка, он появился в "неподходящий" момент, или ребенок не того пола, которого ждали, или слишком тяжело дались роды и первые дни, или уродился слишком болезненным.
Как определить, принимаем ли мы своего ребенка? Постарайтесь подсчитать, сколько раз за день вы обратились к своему ребенку с эмоционально положительными высказываниями (приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько - с отрицательными (упреками, замечаниями, критикой) и сравните результаты.
А теперь на минутку закройте глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (подругу). Как вы выражаете свою радость? Неужели собственный ребенок меньше радует нас своим появлением?
Теперь рассмотрим ситуацию, в которой ваш ребенок чем-то занят, но делает что-то плохо, "не так". Представьте себе картину: малыш увлеченно возится с мозаикой. Получается не очень хорошо: детали рассыпаются, вставляются не в те дырочки, в которые хотел попасть ребенок, да и цветочек на цветочек совсем не похож. Вам хочется вмешаться, помочь, показать. И вот вы не выдерживаете: "Надо не так, а вот так". Но ребенок недовольно отвечает: "А я хотел не так. Я сам".
Вообще разные дети по-разному реагируют на родительское "не так ", одни грустнеют и теряются, другие обижаются, третьи - бунтуют. Почему детям не нравится такое общение? Потому что мы навязываем ребенку "простоту" там, где ему трудно. Посмотрим на годовалого малыша, который учится ходить. Вот он отцепился от вашего пальца, делает первые неуверенные шаги. При этом он покачивается, напряженно двигает ручонками. Но он доволен и горд! Мало кому из родителей придет в голову поучать: "Разве так ходят? Смотри как надо!". Или: "Ну что ты все качаешься? Сколько раз я тебе говорила: не маши руками! Ну-ка пройди еще раз и как следует".
Так же нелепы критические замечания в адрес ребенка, который учится чему-то. Важно оставлять ребенка в покое, если он хочет делать что-то сам и делает это с удовольствием.
Правило 3
Гласит: Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи, своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"
Если ребенок чему-то научится сам он достигнет сразу 4-х результатов:
  1. знание или освоенное умение
  2. тренировка способности учиться
  3. удовлетворение и уверенность в себе
  4. положительный след на взаимоотношениях с родителями.
Все мы чаще ориентируемся на 1-й результат, но для жизни важнее три других. Конечно, возникает вопрос: "Как же научить, если не указывать на ошибки. Да, это необходимо. Но указывать нужно уметь:
  1. не стоит замечать каждую ошибку
  2. ошибку лучше обсудить потом, в спокойной обстановке
  3. часто ребенок и сам знает о своих ошибках, но он доволен уже тем, что что-то получается и надеется, что завтра будет получатся лучше.
Подходящим для родителей будет следующий алгоритм:
  1. выберете несколько дел, которые ваш ребенок может сделать сам, пусть и не идеально
  2. постарайтесь ни разу не вмешаться и одобрите старания ребенка несмотря на результат
  3. запомните 2-3 ошибки ребенка, которые вам показались особенно досадными.
Найдите подходящее время и тон, чтобы поговорить о них.
Правило 4
Казалось бы противоречит третьему, но в действительности, дополняет его: Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
Если ребенок наталкивается на серьезную трудность, с которой он не может справиться, тогда позиция невмешательства может принести только вред. Некоторые родители, особенно папы, слишком усердно стараются приучить детей не бояться трудностей и быть самостоятельными. Если ваш сын или дочь прямо просят вас о помощи или жалуются, что "ничего не получается", "не знаю как", или оставляют начатое дело после первых неудач, - значит им необходимо помочь. Всем родителям известно, что дошкольник может сам застегнуть пуговицы, вымыть руки, убрать игрушки, но он не может сам организовать свои дела в течение дня. Вот почему часто слышатся слова: "Пора", "Теперь мы будем…", "Сначала поедим, а потом…". Но постепенно круг дел, которые ребенок выполняет самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он выполнял раньше со взрослым.